Пятница, 21.07.2017, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Сизакова Михаила Федоровича UA1WCF

Вход
Наши фото
Праздники России
Block content Праздники России
Блок баннеров

Усвятский край

 

 

     

 

Обоснование символики:
Герб муниципального образования "Усвятский район" многозначен.
Древнерусский щит указывает на то, что Усвятский район - один из древнейших населённых пунктов Псковщины:  первые упоминания о нем относятся к 1021 году.
Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Размещение солнца на щите - одна из основных традиций украшения щита древнерусских воинов. Солнце у славян было символом жизни, тепла, света, благополучия, покровительства и могущества.
Золото в геральдике символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.
Крепость, являясь историческим памятником, символизирует славное военное прошлое усвятичей.
Серебро в геральдике - символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира и взаимного сотрудничества.
Лазоревый пояс показывает географическое расположение района между двух озёр Узмень и Усвят, соединенных широкой протокой (озеро Городечное).
Щит, копья, меч, сабля говорят о многочисленных военных действиях, проходивших на территории современного Усвятского района, в результате которых усвятская земля, как выгодное для фортификации место, была постоянной спорной территорией между Литвой (Польшей) и Россией, не раз переходила к литовским, польским завоевателям. В годы Великой отечественной войны, ставшей тяжелым испытанием для Усвятского района, по поселку Усвяты проходила линия фронта.
Черный цвет поля символизирует мудрость и постоянство в испытаниях.

Усвяты - один из древнейших населенных пунктов Псковщины и всей средней полосы России.  На территории района и поселка находятся уникальные памятники археологии и привлекательные природно-ландшафтные  места.

По данным археологических исследований: Самой интересной находкой археологов в посёлке стало свайное поселение Усвяты IV. Получило мировую известность как  «Псковская Венеция».

В конце атлантического климатического периода, с тёплой погодой и обилием осадков, примерно 4-5 тыс. лет назад, древние племена строили поселения на сваях, стоявших вдоль берега и соединённых между собой переходами. Усвяты IV расположены на северном берегу озера Усвятского, на мысу «Рог». Самые древние из найденных остатков свайных сооружений датированы по радиоактивному методу – 4570-4510 лет назад.

На объекте Усвяты IV были найдены орудия из кремня – кинжал, ножи, наконечник стрелы. Предметы из рога и кости, среди них особенно идол, который находится в Эрмитаже, в зале эпохи неолита. 

 Много предметов из дерева: колотушки, рукоятки топоров, ковши с изображением голов животных и птиц на рукоятях, чаши, весло с рукоятью, украшенной изображениями голов уток, заготовки ложек. 

 

Хозяйство обитателей свайных поселений длительное время было основано на охоте, рыболовстве и собирательстве, такое ведение хозяйства было столь эффективным, что появление производящего хозяйства затянулась надолго. Только на поздних фазах усвятской культуры появляются такие домашние животные как овца, коза, свинья, корова.

Около трёх тысяч лет назад климат посуровел, природные ресурсы оказались частично исчерпанными, начали развиваться скотоводство и земледелие.

Началась добыча железной руды и производство из неё орудий труда и оружия. Переход к эпохе железа начинается в конце II - начале I тысячелетия до н. э. В этот период еще используются орудия труда из кремня. Но постепенно на поселениях начинают встречаться предметы из железа и следы железообрабатываюшего производства: шлаки, остатки горнов.

Обострились отношения между людьми, и в I тысячелетии до н. э. появился новый тип поселения – городища на холмах. Жилища, которые строятся на холмах, защищаются земляными оборонительными сооружениями - валами. Нередко перед валом выкапывается ров. На юге Псковской области, в Северной Белоруссии, на Смоленщине известно много таких городищ, оставленных родственным населением.

 

Кривичи Существует несколько версий о происхождении и пути движения кривичей. Сначала предполагалось, что кривичи пришли с юга, со среднего Днепра в 6-9 веках. Современные достижения археологии и лингвистики говорят о том, что кривичи пришли с первой волной славянского переселения с юга современной Польши – верховьев Вислы и Одера. А обнаруженные в «длинных курганах» существенные следы финно-угорской и балтской культур послужили основанием для рождения среди историков балтской новой версии происхождения кривичей, согласно которой кривичи – коренное балтское население, которое со временем превратилась в славян. Пришедшие с юга славяне передали кривичам свой язык, но переняли у них племенное название.

 

Предлетописная По данным археологических исследований  древнерусское поселение в районе пос. Усвяты возникает на стыке двух культурных областей - "сопочной", ориентированной на Новгородчину, и "длиннокурганной", ориентированной на Полоцк. При этом ни сопок, ни длинных курганов в ближайших окрестностях Усвят нет!

Вероятно, основные причины становления города следует искать в политических процессах, происходивших в Подвинье в X - нач. XI вв. Усвят возникает как опорный пункт, призванный со стороны Полоцка контролировать сгусток поселений в бассейне верхней Ловати. Своеобразным конкурентом и аналогом Усвята на берегах этой реки, но ориентированным уже на Новгород, являлся городок-предшественник Великих Лук. Любопытно, что он также находится на своеобразной "нейтральной территории" между областью распространения сопок и культуры длинных курганов, и так же не связан напрямую в культурном отношении ни с сопками, ни с длинными курганами, как и Усвят. Город вечного нейтралитета.  Вероятно, оба городка призваны были выполнять роль перевалочных баз метрополий Новгорода и Полоцка. Эти густозаселенные районы в верховьях Ловати представляли, видимо, немалые выгоды, и в этом, возможно, кроется одна из причин Новгородско - Полоцких конфликтов вт. пол. X - нач. XI вв.

 

Вблизи Усвят фиксируются два древнерусских комплекса конца I тыс. н. э.: во-первых, городище на Юрьевых Горах, расположенных вблизи посёлка; и во-вторых, укрепленное поселение на территории самого поселка. Их соотношение и относительная хронология неясны. Оба комплекса могут претендовать на роль первоначального древнерусского центра. Что же касается периода XII - XV вв., то проблема локализации города, очевидно, решается в пользу древностей Юрьевых Гор. Об этом говорит и значительная площадь поселения, и происходящие отсюда массовые находки этого времени.

Летописная история: Впервые город Въсвячь (Усвяты) упоминается в Полоцкой летописи  за 1021 год, когда Ярослав Мудрый (Киевский князь) "призвал к себе полоцкого князя  Брячеслава  и дал ему два града: Въсвячь (Свячь) и Вибдеск (Витебск)". В течение 300 лет с 1021 по 1320 год находился город Въсвячь в составе сначала Полоцкого, а затем Витебского княжеств и разделял их судьбы. В начале 14 века Усвяты были вотчиной Витебского князя Ярослава Васильевича. В 1318 году Ярослав Васильевич выдал свою дочь Марию замуж за сына литовского князя Гедимина-Ольгерда,
который после женитьбы поселился в Усвятах. Вскоре Усвяты и Витебск были присоединены к Литве. Неоднократно бывал в  Усвятах литовский князь Витовт. В начале 16 века Усвятский край отошел к Москве. В 1548 году Усвятами завладели поляки (польские магнаты) Гричиновичи. С 1554 года ими владела династия Кишков - приверженцев Папы римского. (В 1562 году поляки и литовцы были изгнаны из Усвят). В 1567 году "повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен быть город Усвято в Усвятской волости Озерецкого повету" и принято решение о строительстве крепости-замка. В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую и королем его стал Стефан Баторий. 15 августа  1580 года войска Стефана Батория взяли Усвяты и 17 августа польский король прибыл в Усвяты и осмотрел город. В 1583 году Усвяты отошли к Польше. В 1654 году русские войска овладели Усвятами, и он стал уездным городом. В 1667 году по Андрусовскому договору Россия вынуждена была уступить Усвяты Польше. Окончательно Усвяты возвратились в состав России в 1772 году и были приписаны к Велижскому уезду Витебской провинции  Псковской губернии.

Владельцы усвятского поместья

Первым владельцем усвятского поместья стал генерал-прокурор Российской империи князь А.А. Вяземский, в 1773 году Екатерина II пожаловала ему имение Усвяты в дар за прилежание и усердие в службе. В начале 1787 года Екатерина II побывала в Усвятах, заезжала в гости к Вяземскому.  К этому времени Вяземский обустроил поместье по классическому образцу. На замковой горе был построен деревянный летний дворец, в котором и обедала Екатерина II. Позже поместье перешло к дочери Вяземского, Прасковье Александровне, в замужестве Зубовой, которая в конце разорилась.

Затем владельцами поместья стали Василий Андреевич Энгельгардт и Марфа Александровна Потёмкина, родная сестра князя Потёмкина Таврического. Длительное время имением владела их дочь Татьяна Васильевна Энгельгардт (1769 – 1841). В первом браке она была женой  Михаила Сергеевича Потёмкина, но через шесть лет овдовела. Позже вышла замуж за Николая Борисовича Юсупова, дипломата, члена Государственного совета, коллекционера и мецената, одного из самых богатых людей своего времени. В круг друзей  Татьяны Васильевны Юсуповой входили Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин.

От Юсуповой имение перешло сначала сыну от первого брака Александру Михайловичу Потёмкину, который направил свою деловую энергию и капиталы на развитие промышленного производства, в его бытность на усвятской земле появились первые заводы и фабрики. Далее имение перешло к сестре А.М.Потёмкина, дочери Юсуповой, Екатерине Михайловне, в замужестве Рибопьер (1788-1872).

В 70-х 19 века имением недолго владели англичане Артур Иден, Бальфур и Альшидстиад.

В 1882 году имение приобретают Шуваловы.  Сначала поместьем владеет Пётр Андреевич Шувалов (1827-1889), а потом его сын, Андрей Петрович Шувалов. Именно в этот период на замковой горе строиться новый замок, возведённый по образцу польско-литовских замков Остзейского края. Подобное здание, по мнению специалистов, было в то время единственным в Псковской области.

Последними владельцами замка стали Павел Владимирович Родзянко (1854-1932), (брат Михаила Владимировича, председателя Госдумы в 1911-1917 годах) и Мария Павловна, урождённая княжна Голицына (1852-1944).

 Археологические памятники. Усвятский район располагает богатейшим археологическим  материалом, который собран и исследован сотрудниками  Государственного Эрмитажа, энтузиастами, работниками культуры во главе с доктором исторических наук А.М.Микляевым.  К памятникам федерального значения относится археологическое,  неолитическое поселение Усвяты IV.  Культура в период раннего неолита в междуречье Западной Двины и Ловати носит название Усвятской. На территории Усвятского района находится 105 памятников  археологии. Это, городища, селища, сопки, курганы. Есть среди них уникальные памятники, например, канал искусственного происхождения, в народе его называют «Копонка».

Посещаемые места.  Усвятские места притягивают к себе своей красотой рек, озер, лесов, экологически чистым воздухом.  В районе насчитывается множество озер с чистой прозрачной  водой. Берега многих из них покрыты хвойной растительностью,  где можно собирать ягоды и грибы. В Усвятских озерах обитают  следующие виды рыб: щука, лещ, карась, плотва, окунь, судак и др. В лесах можно собрать более 10 видов ягод и грибов. Усвятские  болота несметно богаты клюквой, брусникой. Близко к мшистым  болотам можно доехать на автомобиле, мотоцикле, велосипеде.
Наиболее посещаемы:
озеро Кляжье (трасса Псков - Смоленск)
озеро Белое (маршрут Усвяты - Стеревнево)
озеро Турное (маршрут Усвяты - В.Луки)
Бондаревское озеро (территория поселка)
Озеро Усвятское (окрестности п.Усвят)
Озеро Узмень (окрестности п.Усвяты)
Усвятский край - родина выдающейся фольклорной певицы Ольги  Федосеевны Сергеевой, имя которой известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Фольклористы Санкт Петербурга  общались с Ольгой Федосеевной в течение многих лет и записали  от нее более 300 песен самых разных жанров.
О.Сергеева неоднократно выступала в этнографических концертах  Дома композиторов в Ленинграде, на радио, а также записывалась  на пластинках фирмой «Мелодия».  Неслучайно А.Тарковский выбрал голос О.Сергеевой для своей  картины «Ностальгия».  2004 год стал годом I областного фестиваля аутентичной песни,  посвященного памяти О.Сергеевой, который прошел в п.Усвяты.  Здесь живет преемственность в сохранении лучших народных  традиций, песенного искусства.
На территории района находится действующий целебный источник,  который был освящен в сентябре 2005 года. Усвятские места  активно посещаются жителями Санкт-Петербурга, Москвы, Смоленска, соседней республики Беларусь. Неописуемо красивая природа, чистый свежий воздух, богатство лесов, рек и озер - все это дает возможность полноценно отдохнуть и набраться
жизненных сил.

 

О жизни и быте усвятчан писал в своих книгах историк-краевед, уроженец Усвят А.П. Супунов, посвящали нашему краю строки своих исследований историки Е.Р.Романов и А.М.Сементовский.

 

________________________________________________________________

Усвяты расположены между двух озёр – Усвят на юге и Узмень на северо-западе. Соединены два озёра рекой-протокой, на берегу которой находятся три холма-городища, в народе называемых «три бугра».

 

Центральное городище посёлка – Замковая гора. Название происходит от замка, построенного на этом холме по велению Ивана Грозного, но разрушенного в середине 17 века. В 80-е годы 19 века, в период владения Усвятами династией Шуваловых был возведён дворец по образцу польско-литовских замков, который расположен на Замковой горе и поныне. Последним владельцем замка до революции был Павел Владимирович Родзянко, брат Михаила Владимировича Родзянко, председателя Госдумы в 1911-1917 годах. Поэтому дворец называется ещё домом Родзянко. Ныне в нём расположен краеведческий музей.

 

Городище Бугор, близ которого расположены   археологические раскопки Усвяты IV. 
В 19 веке на этом холме располагалась часовня.

           Городище Пруд, сейчас на нём
расположен мемориальный комплекс
в память жертвам революции.

 

 Хронология важнейших событий

     9-5 тыс. до н.э. - на территории современного Усвятского района появились поселения первобытных людей.

   1021год - первое летописное упоминание города Всвячь в Полоцкой летописи в связи с военными действиями между великим князем киевским Ярославом Мудрым и полоцким князем Брячиславом Изяславичем.

1222 год - упоминание Всвята в Новгородской летописи в связи с преследованием Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем литовцев.

1226 год - объединённые силы новгородского князя Ярослава Всеволодовича с князем торопецким Даводом Мстиславичем и его братом псковским князем Владимиром разбили вблизи Усвят семитысячное литовское войско.

1245 год - Князь Александр невский разгромил литовцев вблизи Усвят.

1320 год - Усвяты присоединены к Литве.

1563 год - Усвяты освобождены русскими войсками.

1566 год, июль - по приказу Ивана Грозного «поставлен бысть город Усвято».

1580 год, 17 августа - овладение войском Стефана Батория Усвятской крепостью.

1654 год - Усвяты освобождены русскими войсками.

1667 год - по Андрусовскому мирному договору Усвяты возвращены Польше.

1772 год - Усвяты окончательно возвращены в состав России.

1773 год - Екатерина  II подарила Усвяты генерал-прокурору Сената, члену Совета при высочайшем дворе князю А. А. Вяземскому.

1777 год - Усвяты входят в состав Суражского уезда Витебской области.

1787 год, 11 января - Усвяты посетила императрица Екатерина II.

1805 год, 11 января - в Усвятах находился проездом император Александр I.

1812 год,17 июля - Усвяты заняты войсками Наполеона.

1845 год - в Усвятах основано мужское училище.

1866 год - Усвятская волость вошла в состав Велижского уезда.

1890 год, 30 января - освящение Спасо-Преображенского храма в Усвятах.

1917 год, декабрь - в Усвятах провозглашена советская власть, образован волостной исполнительный комитет.

1924 год, 24 марта - декретом ВЦИК РСФСР Велижский уезд (включая Усвятскую волость) передан Псковской губернии РСФСР из состава Витебской губернии, которая присоединена к Белорусской Республике.

1927 год, 1 августа - образован Усвятский район в составе Великолукского округа Ленинградской области.

1931 год, 10 декабря - вышел первый номер районной газеты «Усвятский колхозник».

1942 год, 28 января - освобождение Усвят от немецко-фашистских захватчиков.

1943 год, 26 октября - окончательное освобождение Усвяского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков.

1944 год, 22 августа - Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Великолукской области в составе РСФСР» Усвятский район включён в состав новой области.

1959 год, 3 октября - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Усвятский район упразднён.

1966 год, 30 декабря - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР вновь образован Усвятский район Псковской области.

1985 год, 15 октября - решением Псковского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов село Усвяты отнесено к категории рабочих посёлков.

1995 год, 7 мая - открыт Увятский историко-краеведческий музей.

2004 год - в Усвятах прошёл первый фестиваль, посвящённый памяти талантливой исполнительницы народных песен О. Ф. Сергеевой.

 - Краеведческие ресурсы для виртуальных пользователей также широко представлены:

на краеведческом сайте «Псковина» Псковской областной универсальной научной библиотеки:  http://pskovlib.ru и в полнотекстовой электронной библиотеке "Псковиана" .

- в электронном энциклопедическом справочнике " Памятники истории и культуры Псковской области" - адрес сайта http://www.opskove.ru.

Записки краеведа взято с сайта "библиотечный портал Псковской области"

Как возникло Стеревнёво

При царе Алексее Михайловиче был предпринят общий пересмотр церковных книг и обрядов. За многие годы в рукописных, а затем и печатных книгах накопилось немало ошибок и разночтений. Изменились со временем принятия христианства и церковные обряды.

Патриарх Никон велел все церковные книги и обряды привести в соответствие с греческой христианской церковью. Это помогало усилению власти церкви, её централизации.

Всех, кто выступал против и держался за «старую» веру называли старообрядцами (раскольниками) и жестоко преследовали. Так начался церковный раскол.

Русская церковь разделилась на господствующую и старообрядческую, т. е. отвергающую реформу Никона. Среди раскольников было много крестьян и посадских людей. Многие из раскольников даже и не знали, в чём суть религиозных споров, но держались за старое, более привычное.

Раскольники бежали от преследований царских властей на окраины государства, в леса и болота, основывали здесь свои посёлки.

Так на место деревни Стеревнёво пришёл первый человек, недовольный новыми порядками церкви - это был Парфён Стеревень.

После к нему приходили всё новые и новые люди, и образовался посёлок под названием Стеревнёво.

Время образования Стеревнёва относится к середине второй половины 17 века.

 Записано со слов Тарасова Сергея Кондратьевича, 1966 г.

 Начиная с 1895 года в деревне была церковно-приходская школа, в которой было три класса. Обучалось в ней 15 мальчиков. Учителем был Лущин Вячеслав Филиппович. В школе наряду с математикой и грамматикой преподавался и «Закон божий».

С 1917-25 гг. был уже и четвёртый класс. Всего было 30 учеников (были и девочки). В 1936 году были открыты пятый и шестой классы. С 1936 года Стеревнёвская школа стала семелетней. А с 1963г. - восьмилетней.

Из общественных зданий были:

  • Медпункт;
  • Библиотека (клуба не было).

В довоенное время работал маслозавод, в войну его разграбили.

 

Материалы собрала библиотекарь Стеревнёвской библиотеки Паничева Надежда Васильевна

Летопись д. Церковище

Деревня Церковище появилась в давние времена. Считается, что своё название она получила потому, что очень давно в центре нынешней деревни было небольшое кладбище и церквушка (сейчас на этом месте находиться школа и школьный двор). Церквушка со временем развалилась, кладбище оказалось заброшенным. Вокруг этого кладбища стали селиться люди, а место это стало называться «церковищем». Отсюда и название деревни - Церковище.

Неподалёку от церкви, на горушке возле реки была усадьба помещика Гиберта (в советское время, до начала 90-х годов была на том месте молочно-товарная ферма). Гиберт на месте старой разрушенной церквушки построил новую церковь. Эта церковь была разобрана в 1929-1930 годах.

Деревня Церковище располагается на берегу реки Усвяча (приток реки Западная Двина).

До Великой Октябрьской социалистической революции деревня Церковище была центром Церковищенской волости Велижского уезда. До 1938 года Церковище - маленькая деревенька. В 1938 году соседние хутора и деревни были переселены в Церковище.

Церковищенская средняя школа до Октябрьской революции была церковно-приходской школой, где хозяйничал местный батюшка. В 1934 году школа была начальной и в этом же году была преобразована в неполную среднюю. В 1933 по 1935 гг. строилось новое здание школы, рассчитанное на 4-х комплектную школу, которое было сдано в эксплуатацию 1 сентября 1935 года. С 1938 года школа стала средней, а первый выпуск 1941 года полностью ушёл на фронт. За годы войны здание школы подвергалось значительному разрушению. В здании школы немцами была устроена скотобойня. После освобождения района, школа вновь была открыта как семилетняя. В августе 1951 года школа стала средней.

 

Материал собран библиотекарем Церковищенского сельского клуба-библиотеки Банифатьевой Светланой Николаевной

Из истории села Узкое

Доказано, что Усвяты - один из самых древних населённых пунктов Псковщины. А Узкое, в свою очередь одно из самых древних поместий Усвятского района. Именно в Узком (наряду с пос. Усвяты и д. Жабино) были обнаружены также следы каменного века, шлифованные орудия из камня.

Когда образовалось село с названием Узкое, никто естественно не помнит, но название это не случайно. Скорее всего, село получило такое название из-за того, что русло реки Ловати в этом месте сильно сужается, а берега близко сходятся друг с другом.

До 1929 года крестьяне в деревне Узкое жили единолично, у каждого было своё хозяйство. Деревня Узкое того времени была очень большим населённым пунктом. По воспоминаниям старожилов в деревне было около 400 дворов.

Узкое было естественным центром среди близлежащих деревень так как через него проходил большак Невель - Усвяты. По этому большаку в 1787 году ехала императрица Екатерина II.

Издавна в селе проводились праздники, вначале религиозные, где по поводу устраивались большие ярмарки - кирмаши. Из Усвят привозили конфеты, пряники, булочки. Здесь продавали мёд, телят, горшки, сбрую, одежду, обувь. Через село протекает река Ловать. Тогда на ней был хороший деревянный мост, именно у этого моста и шла бойкая торговля.

Центром округи Узкое считалось ещё и потому, что здесь была церковь, выстроенная  до 1917 года. Сначала она была деревянной и стояла возле самой реки Ловать, но потом выстроили новую, каменную. Для постройки использовали камень и кирпич. Кирпич делали в ручную за деревней Люшково. Освятили новую церковь в 1917 году, полностью её строительство было закончено в 1921 году. Это строение, по воспоминаниям современников, было очень красивое: красный кирпич, позолоченные купола, четыре колокола - три маленьких и один большой. Большой колокол сняли при Советской власти. Позолоченные купола были очень далеко видны. Внутри церкви было много икон и настенных росписей. В церкви совершались религиозные обряды: крещение, венчание, отпевание. Службу правил дьякон Матвей. В 1932 году церковь закрыли, но здание осталось. Сначала здесь был клуб, где показывали фильмы, но в бывшую церковь всё-таки приходило не так много народу, потому что ещё многие верили в Бога и считали кощунством в церкви ставить кино. Во время Великой Отечественной войны церковь была хорошим ориентиром для артобстрелов, и поэтому немцы сначала сняли купола. А вскоре и вовсе её разрушили.

В селе Узкое ещё до Великой Отечественной войны была выстроена школа. Возле Голубковской дороги находилась больница, её единственный врач лечил от всех болезней. Колхозные амбары находились возле реки. Также в Узком были сельский Совет, изба-читальня, почта. Школа в Узком появилась ещё в XIX столетии. Это было трёхклассное сельское училище. Здание школы было типовое. Оно состояло из пяти комнат для учеников и двух квартир для учителей. В это время мальчики и девочки учились отдельно.

В школе дети священника сидели отдельно от крестьянских. Основным предметом был закон Божий, изучались также русский письменный язык, арифметика, чтение. После Великой Октябрьской революции был введён четвёртыё класс. В 1931 году открыли пятый класс школы крестьянской молодёжи.

Колхозы стали образовываться с 1929 года. При Узковском сельском Совете было четыре колхоза. В 1950 году из четырёх колхозов сделали один колхоз «Большевик». Председателем колхоза был Лукьянов.

В Узком перед Великой Отечественной войной было сто дворов. Война оставила на месте большой деревни только землянки и блиндажи. После войны демобилизованные помогли создать в Узком 17 хозяйств. После войны были выстроены птичник, свиноферма, телятник, магазин, сельский Совет, школа, молокозавод, медпункт. Возле реки Ловать было создано братское кладбище, где захоронены воины-защитники Родины. Около сорока лет назад деловой центр посёлка Узкое был перенесён к новой шоссейной дороге Невель - Усвяты.

 

Материал собран библиотекарем Узковского сельского клуба-библиотеки Бурдовой Светланой Михайловной

Летопись д. Чурилово

Деревня Чурилово расположена на дороге соединяющеё два районных центра г. Невель и п. Усвяты. О том, что эта часть Усвятского района была населена очень давно говорят остатки городищ возле д. Жабино (0,5 км от д. Чурилово) и д. Захарки (3 км от д. Чурилово). Там же расположены большие группы курганов. Через д. Чурилово императрица Екатерина II проезжала, следуя к князю А. А. Вяземскому, находящемуся в п. Усвяты. В д. Чурилово в то время был постоялый двор.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск по позывному
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Информер погоды
Видео
Карта посещений
Мой баннер

Copyright MyCorp © 2017